Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы подчеркивается следующим. прибыль как основной финансовый результат в условиях рыночных отношений – самый важный показатель деятельности коммерческой организации. Как раз она представляет экономический эффект основной деятельности современной организации, а вместе с тем является стимулом всех видов ее деятельности. Повышение прибыли систематической основе - основная цель коммерческой организации, а рассчитанные на ее основе показателей рентабельности более точным образом характеризуют прибыльность деятельности предприятия.
Исследование рентабельности современного предприятия позволяет раскрыть огромное количество тенденций развития, оно призвано указать начальству компании пути эффективного формирования, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а, кроме того, обнаруживает увеличение дохода, что, в конечном счете, позволяет компании более успешно осуществлять свою деятельность.
Цель работы – разработка рекомендаций по повышению рентабельности деятельности предприятия.
Задачи работы:
- охарактеризовать прибыль как основу определения рентабельности;
- представить сущность, функции, виды показателей рентабельности предприятия, источники информации для анализа;
- рассмотреть методику анализа показателей рентабельности, оценку влияния на них факторов и подсчета резервов их роста;
- раскрыть характеристику деятельности АО «Автомобилист»;
- проанализировать динамику показателей рентабельности и факторы, на них влияющие;
- рассмотреть резервы улучшения показателей рентабельности.
Объект исследования – АО «Автомобилист» г. Иркутска.
Предмет исследования – формирование показателей рентабельности предприятия.
В качестве методов исследования в курсовой работе использованы методы анализа литературы и нормативно-правовой базы по теме работы, анализа документов предприятия, методы сводки и группировки данных, метод элиминирования.
Информационной базой курсовой работы послужили Федеральные законы РФ, инструктивно-нормативные документы Министерства Финансов РФ, а также данные бухгалтерского учета объекта исследования.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав, списка использованных источников и приложений.
Во введении представлены актуальность, цель, задачи, предмет и объект, а также методы исследования.
В первой главе курсовой работы представлены теоретические аспекты формирования и анализа показателей рентабельности современного предприятия.
Во второй главе на материалах АО «Автомобилист» г. Иркутска проведен анализ динамики показателей рентабельности, влияния на них факторов, определены резервы их повышения.
В заключении сделаны выводы по проведенному курсовому исследованию.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Прибыль как основа определения рентабельности
Все существующие показатели рентабельности определяются на основе показателей прибыли.
В условиях современных рыночных отношений, которые характеризуются нестабильностью ситуации в экономике, к владельцам предпринимательской деятельности предъявляют достаточно высокий уровень требований к управлению деятельностью коммерческих организаций. Ситуация в отечественной экономике динамичным образом меняется, мотивируя руководство организации к принятию молниеносных решений по проведению мероприятий для того, чтобы поддерживать и улучшать ее финансовое положение, а вместе с тем и решения, которые связаны с изменением финансовой политики организации согласно сложившимися условиям ведения хозяйственной деятельности.
По данной причине прибыль в качестве категории экономики, не теряет собственного значения и заслуживает достаточно пристального уровня внимания научного сообщества.
Рассматриваемая категория прибыли в экономике – категория особо важная и основная цель функционирования любого рода коммерческой организации в условиях рыночных отношений, по данной причине в прибыли находит собственное отражение величина того чистого дохода, создание которого произошло в материальной производственной сфере.
Потому может быть обобщено и дано такого рода определение категории прибыли: прибыль является конечным финансовым результатом функционирования коммерческой организации, основной целью ее существования.
Основные функции, которые выполняет прибыль :
- прибыль является тем показателем экономики, который показывает финансовые результаты функционирования любого ее субъекта;
- в процессе деятельности коммерческих организаций происходит распределение и использование их прибыли, во всем этом выражается ее функция, которую называют стимулирующей функцией;
- в условиях рыночных отношений прибыль - источник образования в организации ее финансовых ресурсов и части бюджетных доходов (посредством суммы налога на прибыль организаций).
Сегодня отражение стимулирующей функции категории прибыли – в том, что данная категория – особо важный источник для пополнения в организации тех ее финансовых ресурсов, которые называют собственными источниками. Из данных положений можно сделать вывод, что посредством чет величины получаемой организацией суммы прибыли идет обеспечение принципов ее самофинансирования.
Получаемая сумма чистой прибыли организации, которая остается в ее распоряжении после проведения процедуры уплаты всех налогов и сборов, происходит обеспечение в финансовом плане всех нужных мероприятий, направление которых - расширение воспроизводственного процесса, повышение уровня развития организации в научно-техническом и социальном плане, а вместе с тем и поощрение сотрудников с материальных позиций.
Существующая структура процесса по формированию и распределению суммы прибыли организации в условиях современных рыночных отношений показана на рис. 1.
Организациями сегодня получается самая важная часть прибыли от продаж продукции, товаров, работ и услуг (еще называют финансовым результатом от продаж). Определение величины прибыли от продаж товаров (работ, услуг) организации - это разница между суммой выручки от продажи товаров (работ, услуг) в действующих ценах без учета сумм НДС и акцизов, и величиной издержек на ее производство и продажу. Перечень указанных издержек установлен Налоговым кодексом РФ.
После того, как проведена уплата в бюджет суммы налога на прибыль, организацией самостоятельным образом определяются особо важные направления использования полученной прибыли, распределение важнейшей части которой производится согласно учредительной документации и разных желаний собственников организации.
Рис. 1. Процесс формирования и распределения прибыли
предприятия
Согласно законодательству, сумма прибыли до налогообложения за вычетом величины налогов на прибыль, которая получена от разного рода форм финансово-хозяйственной деятельности, называется чистой прибылью, которая остается в распоряжении организации, используется ею самостоятельным образом и направляется в дальнейшем на развитие ее предпринимательской деятельности.
В компании весь механизм по формированию и распределению прибыли в компании должен быть построен так, чтобы способствовать росту уровня эффективности финансово-хозяйственной деятельности, стимулировать развитие новых хозяйственных форм, а вместе с тем и развитие компаний и отрасли в общем производственного, научно-технического и социального плана.
Все вышеизложенное позволяет отметить, что прибыль - важнейший показатель финансово-хозяйственной деятельности любого рода организации, потому что механизмом ее образования, распределения и использования затрагиваются интересы всех субъектов отношений в условиях рынка: государства, собственников компании, ее АУП и персонала и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http//www.consultant.ru Дата обращения : 11.2.2023.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 27.11.2023) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http//www.consultant.ru Дата обращения : 11.2.2023.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (в ред. от 05.12.2022) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http//www.consultant.ru Дата обращения : 11.2.2023.
4. Белкина В.В. Анализ рентабельности и деловой активности организации [Текст] / В.В. Белкина, С.В. Кулигина, Е.А. Нефедова // Экономика и социум. - 2020. - №1. – С.1067-1072.
5. Жабин И.И. Анализ рентабельности коммерческой деятельности предприятия [Текст] / И.И. Жабин // Научный Лидер. – 2022. - №25. – С.131-135.
6. Землянская С.В. Пути повышения роста рентабельности предприятия [Текст] / С.В. Землянская // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2020. - №3. – С.2-5.
7. Иванова Д.И. Рентабельность, как показатель эффективности работы предприятия [Текст] / Д.И. Иванова // Студенческий вестник. – 2022. - №4-6. – С.5-7.
8. Канкулов А.М. Прибыль и рентабельность предприятия: их понятия, сущность и стратегии повышения [Текст] / А.М. Канкулов // Моя профессиональная карьера. - 2020. - Т. 2. №8. – С.7-11.
9. Лукьянченко А.В. Методы оценки рентабельности предприятия [Текст] / А.В. Лукьянченко, М.А. Игнатова, Д.С. Павлов // Актуальные вопросы современной экономики. - 2020. - №5. – С.364-368.
10. Махаева Д.А. Роль и значение рентабельности в условиях функционирования предприятия [Текст] / Д.А. Махаева // Вестник научных конференций. - 2020. - №9-3. – С.73-75.
11. Петрова Л.Н. Современная концепция управления предприятием на основе его конкурентоспособности и рентабельности [Текст] / Л.Н. Петрова // Аграрное образование и наука. - 2020. №1. – С.9-12.
12. Поляков С.М. Прибыль и рентабельность как основные показатели эффективности хозяйственной деятельности торговой организации [Текст] / С.М. Поляков // Дельта науки. – 2022. - №2. – С.35-39.
13. Сайфидинов Б.Б.Исследование основных направлений роста прибыли и рентабельности на предприятии [Текст] / Б.Б. Сайфидинов, В.А. Брюхов // Аллея науки. – 2022. – Т.1. - №4. – С.543-548.
14. Сисеналиев Д.Е. Анализ прибыли [Текст] / Д.Е. Сисеналиев // Студенческий вестник. – 2021. - №32-2. – С.32-33.
15. Соколова А.М. Анализ показателей рентабельности предприятия [Текст] / А.М. Соколова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. – 2022. - №20. – С.74-75.
16. Сысоев М.А. Методы управления прибылью и рентабельностью на предприятии [Текст] / М.А. Сысоев, Е.А. Смородина // Молодой ученый. - 2020. - №40. – С.76-80.
17. Тарасова А.Ю. Методические подходы к анализу финансовых результатов деятельности предприятия [Текст] / А.Ю. Тарасова, А.Д. Бурыкин // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т.2. - №9. – С.63-73.
18. Тахумова О.В. Анализ рентабельности организации как этап финансового планирования [Текст] / / О.В. Тахумова, В.В. Калитка, Кухтинова А.А., Свиридова Д.А. // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. - №40. – С.276-281.
19. Тен Е.Э. Повышение прибыли и рентабельности предприятия [Текст] / Е.Э. Тен, О.А. Минаева // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике: Сборник материалов XXII ежегодного открытого конкурса научно-исследовательских работ «Золотой росток». – Волгоград: ВГТУ, 2022. – С.92-94.
20. Тугушев Р.А. Анализ показателей рентабельности коммерческих организаций [Текст] / Р.А. Тугушев // Научно-исследовательский центр «Вектор развития». – 2022. - №9. – С.36-42.
21. Усатова Л.В. Механизм формирования параметров рентабельности экономического субъекта и оценивание факторов ее роста [Текст] / Л.А. Усатова, С.Н. Коваленко, Ю.Н. Коваленко // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – Т.2. - №5. – С.6-14.
22. Чернышева Ю.Г. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации) [Текст]: учебник / Ю.Г. Чернышева. – М.: Инфра-М, 2021. – 421с.
23. Чумакова Е.А. К вопросу о прибыли в финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Е.А. Чумакова, Э.В. Хубуа // Парадигмы управления, экономики и права. – 2021. - №2. – С.118-128.
24. Шарафуллина Р.Р. Рентабельность как основной показатель эффективности деятельности предприятия в рыночной экономике [Текст] / Р.Р. Шарафуллина, Р.Ф. Рамазанова // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2020. - №4. – С.25-29.
25. Щербакова Т.А. Теоретические, методические и практические аспекты оценки показателей прибыли и рентабельности предприятий, организаций и отраслей [Текст] / Т.А. Щербакова // Финансовый бизнес. - 2020. - №6. – С.180-182.
26. Эльбиева Л.Р. Резервы и пути повышения рентабельности предприятий [Текст] / Л.Р. Эльбиева, К.Х. Ильясова // ФГУ Science. – 2022. - №2. – С.141-147.
27. Эльгайтаров Н.Т. Методические аспекты анализа деловой активности и рентабельности предприятия агропромышленного комплекса [Текст] / Н.Т. Эльгайтаров // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - №29. – С.412-416.
28. Юдин А.В. Рентабельность как показатель эффективности деятельности предприятия [Текст] / А.В. Юдин, С.А. Шевченко // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. - №1-2. – С.171-173.
29. Ястребова М.А. Актуальность вопросов повышения прибыли предприятия [Текст] / М.А. Ястребова // Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2022. - №12. – С.59-65.